КГКП «Карасуский сельскохозяйственный колледж»

Профессии разные нужны, профессии разные важны!

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Главная Методическая работа СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

E-mail Печать

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

Успех любой работы, в том числе и работы по составлению методических разработок, в значительной мере зависит от умелой подготовки к ней. Чем глубже и тщательнее автор подготовится к работе, тем выше будет ее качество и тем меньше времени ему потребуется для ее выполнения.

Подготовка к составлению методических разработок состоит из следующих основных элементов: изучение литературы; составление плана разработки; накопление опыта для обобщения.

Изучение литературы.

После того как выбрана тема методической разработки, необходимо ознакомиться с литературой по данному вопросу.

Составление плана методической разработки.

Нет необходимости доказывать, какое значение имеет планирование любой работы, тем более составление плана будущей методической разработки, предполагающее определение названий и последовательности ее разделов, ориентировочный объем каждого из них. Авторам, впервые приступающим к составлению методической разработки, рекомендуется составлять более подробный план (или план проект),  так как такой план значительно облегчит отбор фактического материала и его систематизацию, а также и написание рукописи.

Во всех случаях  желательно, чтобы планы методических разработок (в зависимости от темы) рассматривались на предметных комиссиях. Образно говоря, лучше исправить фундамент здания сразу же после его закладки, чем допустить,  чтобы построенное на нем здание впоследствии развалилось. В этом смысле план методической разработки можно сравнить с фундаментом здания.  Чем лучше составлен план методической разработки, тем большая имеется гарантия, что сама разработка получится качественной.

Накопление фактов.

Обычно в методических разработках описывается опыт педагогической работы одного или нескольких преподавателей. Причем следует описывать опыт тех преподавателей или коллективов, которые добились определенных успехов. Опыт же есть практика работы, т.е. из многочисленных фактов необходимо отобрать наиболее полезные, так как правильность и глубина выводов и обобщений значительной степени зависит от количества собранного фактического материала, на основании которого делается обобщение.

Академик И.П.Павлов писал: «Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте факты. Как не совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты - это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваша “теория - пустые потуги”. Накопление фактов и  их анализ является обязательным для каждого преподавателя, стремящегося к  постоянному совершенствованию своего мастерства. Известно, что у каждого преподавателя в течение многих лет его педагогической деятельности бывают и успехи, и недостатки. Если преподаватель систематически анализирует результаты своей деятельности, он находит причину своих успехов и поражений. Такой преподаватель, естественно, старается закрепить и развить успехи и устранить недостатки.

Но если накопление и анализ фактов является обязательным для каждого преподавателя, то для преподавателя, желающего поделиться  опытом с широким кругом коллег, это необходимо вдвойне. Для составления же более или менее удовлетворительной методической разработки необходимо  опираться на анализ многочисленных фактов.

Для составления методических разработок наибольшую  ценность представляют факты, добытые автором методической разработки путем личных наблюдений. Это означает, что не следует пользоваться материалами, добытыми другими работниками или вообще другими способами.

Условия выбора темы для методической разработки:

- актуальность для данного этапа жизни, деятельности учебных заведений;

-  конкретность (опыт работы нескольких педагогов);

-  новизна;

- практическая значимость;

- учет своего опыта;

- добровольность выбора темы.

План методической разработки:

1. Значение темы для подготовки учащихся по избранной специальности. Связь данной темы с другими предметами, изучаемыми в колледже.

2. Изложение фактического материала по теме (20-40%).

3. Типы уроков, используемых в данной теме. Структура построения уроков.

4. Подготовка преподавателя к уроку. Планирование учебного материала, составление календарно-поурочного плана по разрабатываемой теме.

5. Организация работы учащихся во время урока. Планирование самостоятельной работы учащихся после занятий.

6. Методика активизации познавательной деятельности учащихся во время урока. Рекомендации, сокращающие время на выполнения работ.

7. Методики ведения записей учащихся в рабочих тетрадях. Домашнее конспектирование. Проверка конспектов.

8. Анализ элемента формализма, допускаемого преподавателями при изложении данный темы. Пути их преодоления.

9. Учет успеваемости учащихся.

10. Анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися и меры их устранения.

11. Значение наглядности в изучении данной темы. Методика применения наглядных пособий. Рекомендуемые наглядные пособия в качестве демонстрационного материала, раздаточного  и пр.

12. Использование ТСО ( в частности мультимедийных средств обучения).

13. Анализ фактического материала по излагаемой теме в различных учебниках и учебных пособиях. Отметить положительные моменты и недостатки.

14. Разработки вариантов домашних заданий по теме, применительно к методике изложения, рекомендуемой автором.

15. Внеклассная работа с учащимися для углубления данной темы.

16. Воспитательная работа, проводимая учителем с учащимися в процессе обучения.

17. Показать, какие основные дидактические принципы отражены в разрабатываемой теме. (Научность, систематичность, связь теории с практикой, сознательность и активность учащихся, наглядность, доступность, прочность усвоения знаний).

Составление методических разработок является одной из важнейших задач методической работы и повышения деловой квалификации преподавателя. Каждый преподаватель может пользоваться этими рекомендациями по своему усмотрению и выбору, критически анализируя  имеющиеся в них положения и рекомендации.  Практика работы показывает, что наибольших успехов достигают те преподаватели, которые систематически изучают педагогическую литературу.

 

 

 

Опросы

Вы учащийся КГКП "Карасуский сельскохозяйственный колледж"?